Лечение шизофрении: методики и современные возможности

Шизофрения — это тяжелое психическое расстройство, при котором больные неправильно интерпретируют реальность. Заболевание влияет на мысли, действия и эмоции человека. Болезнь требует пожизненного лечения и характеризуется волнообразным течением с периодами обострения и ремиссии.

Вопреки распространенному мнению, шизофрения не является диссоциативным (множественным) расстройством личности или, проще говоря, раздвоением личности. Шизофрения подразумевает под собой психоз, при котором больной не может отделить реальное от воображаемого. Пациенты с таким заболеванием зачастую теряют связь с реальностью, погружаясь в собственный беспорядочный и запутанный мир. Внезапное изменение личности и поведения, при котором теряется связь с реальностью, называется психотическим эпизодом.

Выраженность симптомов шизофрении варьируется от пациента к пациенту. В некоторых случаях врачи регистрируют единичный психотический эпизод или множественные эпизоды в течение жизни, за которыми следует полноценная ремиссия.

Немного фактов

• первые проявления шизофрении часто наблюдаются в возрасте до 20 лет;
  • шизофрения не является раздвоением личности;
  • большинство пациентов с шизофренией не склонны к насилию;
  • пациенты с шизофренией не всегда нуждаются в долгосрочном пребывании в психиатрической клинике.

Куренков Сергей Владимирович
Клинический психолог, психотерапевт, гипнотерапевт
  • Опыт более 40 лет
Специалист клиники «Корсаков» - Куренков Сергей Владимирович

Симптомы шизофрении

«Позитивные» симптомы шизофрении

Определение «позитивные» не означает «хорошие». Речь идет о психотических симптомах, которые не мешают и не угрожают окружающим. К ним относятся:

• иллюзии, фантастический бред. Например, такой пациент верит, что окружающие люди слышат его мысли или вкладывают их ему в голову;
  • слуховые, зрительные, вкусовые и обонятельные галлюцинации. Голоса в голове больного могут комментировать его поведение, оскорблять или отдавать команды. Кроме того, человеку может что-то мерещиться, он чувствует странные запахи и привкус во рту;
  • кататония — появление двигательных расстройств. Также может развиться кататонический ступор — обездвиженность тела с повышением мышечного тонуса;
  • отсутствие целенаправленности в действиях;
  • быстрое переключение с одной мысли на другую без сохранения логической цепочки;
  • неспособность принимать решения;
  • забывчивость, рассеянность.
  • нарушение исполнительных функций (нарушение памяти, замедление психомоторной скорости, снижение вербальной беглости, нарушение абстрактного мышления и т.д.);
  • нарушение переключаемости внимания.
  • отсутствие эмоций или ограниченный спектр эмоций;
  • отстранение от семьи, друзей и социума в целом;
  • снижение энергичности и активности;
  • недостаток мотивации;
  • потеря удовольствия или интереса к жизни;
  • несоблюдение правил гигиены.

Когнитивные симптомы шизофрении

«Негативные» симптомы шизофрении

Современное лечение шизофрении в период приступа

Медицинский центр «Корсаков» проводит амбулаторное и стационарное лечение пациентов с шизофренией. Выбор метода и места лечения зависит от конкретного клинического случая. Наша команда врачей-психиатров ставит перед собой цель облегчить симптомы и снизить вероятность рецидива. В клинике оказывают специализированную помощь по современным протоколам, которые применяют американские и европейские школы психиатрии.

Для купирования приступа мы используем нейролептики (антипсихотики). Эта группа препаратов, которая снижает уровень тревожности, риск суицидального поведения, а также устраняет явления бреда и галлюцинаций. Мы также практикуем:

1. Психосоциальную терапию.Несмотря на то, что медикаментозная терапия — это основной метод лечения шизофрении, различные психосоциальные методы усиливают эффект терапии, помогают с поведенческими, психологическими и социальными проблемами. Благодаря психосоциальной терапии пациенты могут научиться справляться со своими симптомами, распознавать предвестников приступа. К психосоциальной терапии относятся:
    • реабилитация, которая фокусируется на повышении социальных навыков. Мы помогаем больным с шизофренией полноценно функционировать в обществе;
    • когнитивная коррекция, которая позволяет компенсировать проблемы с обработкой информации, укрепить умственные навыки, внимание, память;
    • индивидуальная и групповая психотерапия.
  2. Госпитализацию.Большинство наших пациентов проходит лечение амбулаторно или в дневном стационаре. Госпитализация в стационар может потребоваться для:
    • пациентов с тяжелым патологическим поведением (агрессия, риск нанесения увечий себе и окружающим);
    • пациентов с суицидальными попытками;
    • пациентов с острыми аффективными реакциями;
    • пациентов с анорексией;
    • проведения шоковой терапии или лечения высокими дозами психотропных препаратов.
  3. Электросудорожную терапию: электроды крепятся к коже головы пациента для подачи небольших электрических разрядов. Метод долгое время считался негуманным из-за отсутствия наркоза. Сегодня процедура проводится под общим наркозом 2-3 раза в неделю. Цель процедуры — вызвать контролируемый судорожный приступ. Курс процедур с течением времени приводит к улучшению настроения и мышления. Полагают, что во время судорог, вызванных электросудорожной терапией, происходит высвобождение нейротрансмиттеров в головном мозге.

Стабилизирующее лечение шизофрении

Поддерживающее (противорецидивное) лечение шизофрении

Фаза стабилизации охватывает первые 6 месяцев и более после обострения. Цель стабилизирующего лечения на этом этапе — свести к минимуму стресс, которому подвергся организм и предотвратить рецидив. Врачи стараются повысить адаптацию пациента к жизни в обществе и закрепить период ремиссии.

Во время фазы стабилизации психиатр назначает те же препараты (поддерживающая терапия нейролептиками), которые принимал пациент на стадии обострения. Преждевременное снижение дозы или полное прекращение приема препарата может привести к рецидиву.

Препараты для лечения шизофрении

Антипсихотики

К группе препаратов первой линии для лечения шизофрении относятся нейролептики (антипсихотики). Как мы писали выше, их цель — купировать психоз, устранить бред и галлюцинации, а также воздействовать на ключевые нейротрансмиттеры головного мозга — серотонин и дофамин. Ваш лечащий врач может скорректировать дозировку по прошествии времени или заменить нейролептик другой группой препаратов в зависимости от полученного эффекта и индивидуальных реакций организма. Антипсихотики лучше всего воздействуют на «позитивные» симптомы, такие как галлюцинации и бред. Они могут быть менее эффективны при «негативных» симптомах — абстиненции и обеднении (исчезновении) спектра эмоций.

Различают две группы нейролептиков — первого и второго поколения. Более новые называются нейролептиками «второго поколения» или «атипичными».

Антидепрессанты

Многие пациенты с шизофренией страдают от симптомов депрессии. Врачи могут устранить эти симптомы с помощью антидепрессантов, которые воздействуют на химические вещества мозга, связанные с настроением.

Наиболее часто назначаемые типы антидепрессантов называются селективными ингибиторами обратного захвата серотонина.

Нормотимики (стабилизаторы настроения)

Группа психотропных препаратов, которые снижают тревожность, беспокойство и возбуждение.

К стабилизаторам настроения относят:

• ламотриджин, вальпроевая кислота и карбамазепин — противосудорожные препараты с нормотимической активностью;
  • препараты лития;
  • атипичные антипсихотики;
  • антагонисты кальция.

Альтернативные методы лечения шизофрении

Лечение шизофрении цитокинами

В последнее время растет число неопровержимых доказательств того, что иммунологическая дисфункция — ключевой элемент в развитии заболевания. Цитокины — основные медиаторы, участвующие в координации иммунной системы. Именно поэтому лечение цитокинами может быть перспективным методом в будущем. Цитокины (анти-ФНО-альфа и анти-ИФН-гамма) применяют в виде инъекций или ингаляций в течение пяти дней. Ингаляции проводят ежедневно на протяжении десяти дней, после — каждые три дня в течение 3 месяцев.

Лечение стволовыми клетками

Инъекции стволовых клеток проводят в гиппокамп головного мозга для регенерации нейрональных клеток. Такое лечение проводится только после окончательного купирования приступа при стабилизации состояния больного и позволяет значительно продлить ремиссию.

Куренков Сергей Владимирович
Клинический психолог, психотерапевт, гипнотерапевт
  • Опыт более 40 лет
Специалист клиники «Корсаков» - Куренков Сергей Владимирович

Преимущества лечения шизофрении в клинике «Корсаков»

Частная клиника психиатрии и наркологии «Корсаков» с 2015 года принимает пациентов с разными формами шизофрении — гебефренической, кататонической, параноидальной и фебрильной.

Команда клиники — это коллектив опытных и внимательных к деталям специалистов, который работает не только со взрослыми пациентами, но и с детьми и подростками. Консультации и лечение у нас — это:

• грамотный подход к лечению и постановка верного диагноза;
  • тщательная диагностика;
  • внимание, забота, эмпатия, гуманизм;
  • привилегии для первичных и постоянных клиентов;
  • онлайн-консультации и выезды на дом;
  • доступные цены;
  • лечение с соблюдением современных европейских протоколов и стандартов.

Прием ведут:

• Заведующий наркологическим отделением, д.м.н. Куреков Игорь Владимирович.
  • Команда ведущих врачей-психиатров с опытом работы от пяти лет.

Госпитализацию и выезды на дом осуществляет врач-психиатр скорой медицинской помощи клиники «Корсаков» с 30-летним стажем Татаренко Елена Георгиевна.