Алкогольные психозы

Алкоголизм называют чумой 21-го века. Это не просто дурная привычка, а самое настоящее заболевание, имеющее массу опасных для человека и его окружения негативных последствий. Все начинается с безобидного, на первый взгляд, желания снять стресс и расслабиться при помощи спиртосодержащих напитков. Постепенно формируется сильная психологическая зависимость. Человек уже не может самостоятельно контролировать количество выпитого, появляются патологические изменения в поведении и психоэмоциональном состоянии. Одной из крайних фаз является алкогольный психоз. Это опасное расстройство, характеризующееся искаженным восприятием окружающего мира.

Орлов Андрей Михайлович
Генеральный директор, врач психиатр-нарколог
  • Опыт более 14 лет
Специалист клиники «Корсаков» - Орлов Андрей Михайлович

В периоды обострений человек способен навредить себе и близким. Он крайне агрессивен и неадекватен. Алкогольный психоз способен вызвать необратимые негативные изменения в организме, если вовремя не начать с ним бороться на профессиональном уровне. Медицинский центр «Корсаков» оказывает быструю помощь пациентам. Наши специалисты могут экстренно приехать на дом, а также убедить человека продолжить лечение в стационаре.

Причины развития алкогольного психоза

Первое, что влияет на развитие и ход течения заболевания, – это количество и регулярность употребления спиртных напитков. Чем чаще человек поддается своей зависимости и чем ниже качество алкоголя, тем выше риск возникновения психоза. Также роль играет и генетическая предрасположенность. Если пациент на протяжении нескольких лет (от 3 до 5) регулярно употребляет алкоголь, обменные процессы в его организме постепенно меняются. Они начинают адаптироваться к постоянному присутствию продуктов распада спирта в крови. Подобные изменения влияют и на физическое, и на психическое состояние больного. Спровоцировать острую фазу может любая травма головы, инфекционное заболевание или стресс. Алкогольный психоз является основным признаком того, что болезнь зашла уже очень далеко, а человеку в срочном порядке требуется помощь специалистов.

Как развивается алкогольный психоз

Он может длительное время не проявлять себя, пока человек не столкнется с каким-либо триггером. Поэтому данное заболевание является одним из наиболее опасных среди тех, что сопутствуют алкогольной зависимости. Организм пациента привыкает к спирту, человек уже не может отказаться от своей пагубной привычки. Он начинает страдать от тяжелого абстинентного синдрома со всеми вытекающими негативными последствиями:

• помутнение сознания;
  • сильные боли во всем теле;
  • обезвоживание;
  • галлюцинации и т. д.

Так проходит развитие хронического алкогольного психоза. В этом случае до появления первого острого состояния может пройти немало времени, а организм к тому моменту будет уже крайне сильно изношен. И малейшее изменение способно стать толчком для моментального запуска реакции.

Как проявляется алкогольный психоз

Внешне человек может казаться заторможенным или же, наоборот, сильно перевозбужденным. Первому состоянию сопутствует пустой потухший взгляд, потеря ориентации в пространстве, спутанность сознания, нечеткая и невнятная речь. Во втором случае пациент может совершать неадекватные и немотивированные действия, кричать и ругаться, утверждать, что видит какие-то объекты или явления, которых на самом деле нет. Также у людей с алкогольным психозом часто отмечаются разного рода заблуждения:

• мания преследования – пациент уверен, что ему угрожает от кого-то опасность;
  • полусказочный бред, проживание несуществующих событий, которые якобы происходили в жизни человека;
  • мания предательства – человек начинает обвинять партнера в неверности.

Симптомы алкогольного психоза

Их довольно много:

• нарушение режима сна и бодрствования, бессонница;
  • резкие смены настроения, проблемы с памятью;
  • навязчивые/маниакальные состояния, бред;
  • тремор рук, потливость, повышенная температура тела;
  • агрессивность, повышенная эмоциональность;
  • отсутствие концентрации на чем-либо, невозможность осознать, какой сейчас день, год и что вообще происходит на данный момент с человеком, потерянность и спутанность сознания;
  • общая неуравновешенность психического состояния;
  • сенсорные, слуховые и зрительные галлюцинации, гиперактивность;
  • депрессия, апатия, суицидальные мысли.

Любой из этих симптомов является сигналом к обращению в клинику. Такие признаки говорят о крайней стадии заболевания. Поэтому помочь человеку способны только настоящие эксперты в сфере лечения алкогольной зависимости. При сильной агрессии пациента сотрудники медицинского центра «Корсаков» срочно приедут по нужному адресу.

Стадии алкогольного психоза

Это заболевание развивается скрыто и достаточно долгое время может не иметь явных проявлений. Алкогольный психоз имеет следующую классификацию в зависимости от степени тяжести течения:

• Легкая. Она же абортивная. Как правило, её продолжительность составляет 1−2 дня. Чаще всего приступ психоза больного длится несколько часов. На этом этапе бороться с патологией проще всего. Поэтому чем раньше вы обратитесь за помощью в медицинский центр «Корсаков», тем выше будут шансы на успешный исход.
  • Средняя. Считается более распространенной. Занимает обычно от 3 до 5 дней. Излечение все еще возможно, однако потребуется больше времени и усилий.
  • Тяжелая. Представляет собой крайне неблагоприятное развитие событий. Шансы на восстановления пациента очень низкие. Нередко пациенты, достигшие тяжелой стадии алкогольного психоза, умирают от отека мозга и прочих расстройств.

Как можно самостоятельно помочь пациенту с алкогольным психозом

Наиболее эффективным и правильным действием в данном случае со стороны близких людей пациента будет попытка наладить доверительный контакт с человеком и попробовать уговорить его начать лечение в стационаре. Мужчины и женщины, страдающие от алкогольного психоза, очень редко идут на контакт с врачами. Пытаться лечить больного самостоятельно может быть даже опасно, так как человеку присущи состояния навязчивого бреда и немотивированной агрессии.

Орлов Андрей Михайлович
Генеральный директор, врач психиатр-нарколог
  • Опыт более 14 лет
Специалист клиники «Корсаков» - Орлов Андрей Михайлович

Лечение алкогольного психоза

Оно должно быть именно комплексным. Терапия назначается врачом на основании диагностики состояния пациента. Чем тяжелее ситуация, тем больше курсов реабилитации потребуется пройти человеку, чтобы полностью избавиться от алкогольного психоза. На первой стадии лечения больному ставятся капельницы с солевыми и витаминными растворами, успокоительными препаратами. Также могут быть прописаны следующие медикаменты:

• антипсихотики;
  • витамины В и С, минеральные растворы для компенсации дефицита полезных веществ в организме;
  • противоотечные и мочегонные лекарства;
  • оксибутират натрия (в случае перепадов кровяного давления и судорожных состояний).

Медикаментозная терапия подкрепляется занятиями с психотерапевтом.

Что делать родственникам пациента

Обязательно нужно поддерживать позитивный настрой и демонстрировать веру в его силы. Человеку крайне важна моральная поддержка во избежание срывов и ухудшения состояния. Родственники больного должны во всем поддерживать его лечащего врача и обязательно вовремя реагировать на все тревожные симптомы.

Профилактика развития алкогольного психоза

Остановить губительное воздействие алкоголя на организм можно, только своевременно обратившись к специалистам медицинского центра «Корсаков». Далеко не всегда у пациента хватает силы воли самостоятельно отказаться от употребления спиртного. Поэтому ранняя помощь профессионалов станет лучшей профилактикой развития этого страшного заболевания.

Первичная консультация врача-психиатра/нарколога 4 000 ₽
Повторная консультация врача-психиатра/нарколога 3 500 ₽