ШИЗОФРЕНИЯ

Казанцев А.В. главный врач клиники, врач психиатр-нарколог высшей категории: "Курсовое лечение в нашей клинике выводит пациента на этап ремиссии, в ходе которого он сам в состоянии осознавать болезнь и распознавать признаки рецидива, способен вести полноценную социальную жизнь".

Шизофрения – это расстройство психики, которое в большинстве случаев обуславливается наследственностью. У больных наблюдается расстройство мышления, восприятия, неадекватность реакций, галлюцинации, дезорганизованность речи, утрата работоспособности.

При таком наборе симптоматики возникают трудности с социализацией и возможностью вести полноценный образ жизни. Однако специалисты нашей клиники, используя различные методы терапии, реабилитации и профилактики помогают пациентам с диагнозом шизофрения обрести свое место в обществе и вести нормальный образ жизни.

Причины возникновения шизофрении

Наследственность, или генетическая предрасположенность. Но повлиять на возникновение и развитие болезни могут также условия жизни, нарушение нейробиологических связей в пренатальном периоде, употребление алкоголя и наркотиков, психологические и социальные воздействия. Наиболее рисковым возрастом для возникновения заболевания считается период от 14 до 35 лет.

Симптомы при шизофрении

Исследования этиологии, развития, протекания шизофрении, ремиссий и рецидивов болезни позволили выявить множественность симптоматики, среди которой выделяют расстройство мышления, эмоционально-волевые расстройства, первичный бред, галлюцинации, экспрессию в речи, поведении, эмоциях. Однако постановка диагноза может быть сделана только по наблюдениям, осуществляемым в течение полугода и более. Специалисты клиники «Корсаков» различают несколько стадий заболевания, на каждой из которых применяются разные методы и виды терапии.

Диагностика шизофрении

Процесс постановки психиатрического диагноза – дело тонкое и ответственное, а с шизофренией, точнее множественностью ее проявлений, дело обстоит непросто, поэтому наши специалисты используют на практике несколько методов исследования:

• клиническое интервью, в ходе которого ведется беседа не только с больным, но и ближайшим его окружением;
  • лабораторные и функциональные исследования, которые используются, в том числе, для того, чтобы исключить соматическое происхождение симптоматики.

Для рассмотрения результатов исследований и интервью собирается консилиум, который интерпретирует полученные данные и выдает заключение с постановкой диагноза и рекомендациями по использованию тех или иных видов терапии.

Профилактика шизофрении имеет различный характер в зависимости от стадии болезни

Первичная профилактика касается предупреждения заболевания и носит характер генетического исследования и медицинских консультаций в амбулаторном режиме.

Вторичная профилактика направлена на предупреждение рецидивов и обострений. В ход идут медикаментозные препараты и психотерапия. Регулярность приема лекарств (нейролептиков) может предупредить нежелательный переход болезни в активную острую фазу. Больной предупреждается о необходимости ведения здорового образа жизни без стрессов, физического и эмоционального перенапряжения, употребления алкоголя и наркотиков. Женщины в период гормональной перестройки должны быть внимательны и осторожны, и ни в коем случае не отменять терапию, прописанную врачом.

Третичная профилактика заключается в приложении сил для остановки развития шизофрении, как правило, проходит в амбулаторных условиях нашей клиники.

Терапия при шизофрении

Медикаментозное лечение. Использование современных антидепрессантов, нейролептиков и прочих препаратов, которые способны с наименьшими последствиями для организма стабилизировать состояние больного, чтобы он мог вести полноценную жизнь. Препараты выводят пациента из острого состояния, лишают его агрессивности, пассивности и апатии, замкнутости, негативизма, стимулируют повышение концентрации внимания и мышления.

Психотерапия

Работа в этом ключе направлена на осознание пациентом своей болезни, необходимости лечения, а также развитие у него возможности распознавать симптомы приближающегося рецидива, умения контролировать поведение, приверженности к правильному и размеренному образу жизни. Специалисты нашей клиники умеют установить ту степень доверия между врачом и больным, без которой немыслимы эффективное лечение и реабилитация.

Когнитивно-поведенческая терапия

Проводится в рамках комплексной терапии и подразумевает развитие у больного навыков саморегуляции путем освоения специальных приемов, помогающих самостоятельно гасить возбуждение и справляться с обострениями.

Социальная реабилитация

В ходе реабилитации создаются условия для полноценной жизни больного шизофренией - самообслуживания, выполнения посильной работы, посещения общественных мест.

Поддерживающая психотерапия

Помощь психолога направлена на социализацию больного, придания ему душевной поддержки.

Семейная психотерапия

Работа проводится с близкими и членами семьи больного. Даются основы правильной поведенческой тактики, вариантов общения с больным и объясняются необходимые основы стабилизации и социализации пациента. Более того, родственникам зачастую требуется помощь психотерапевта с тем, чтобы пережить сложную ситуацию и избежать психосоматических и невротических заболеваний.

Лечение шизофрении в домашних условиях

Госпитализация в клинику необходима больному только во время психотического эпизода, продолжается до стабилизации состояния (в среднем 4-8 недель). Когда эпизод проходит, пациент продолжает лечение в амбулаторных условиях, при условии, что у него есть родственники или опекуны, которые будут следить за соблюдением предписаний врача.

Если больной отказывается принимать лекарства и следовать схеме лечения, становится раздражительным и проявляет необычные для него черты, следует отвести его на приём к врачу психиатру. При этом приём лекарства требуется всего раз в неделю и не требует контроля со стороны пациента, поскольку происходит под наблюдением специалиста.

Необычное поведение больного может быть признаком надвигающегося психоза, следует немедленно обратиться к врачу психиатру.

Правила поведения с больным шизофренией в преддверии психотического приступа:

• Избегать командного и повелительного тона, раздражения и грубости при общении;
  • Свести к минимуму факторы, способные вызвать возбуждение или сильную эмоциональную реакцию больного;
  • Избегать угроз, шантажа и обещаний плохих последствий в случае, если человек не послушается вас и нарушит какое-либо предписание;
  • Речь должна быть ровной, безэмоциональной и по возможности негромкой и размеренной;
  • Избегать критики поведения больного и споров с ним;
  • Находитесь напротив больного так, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз, а не выше;
  • Не оставляйте шизофреника в закрытом помещении, по возможности выполняйте его просьбы, если они не вредят ему и окружающим.

Результат лечения шизофрении в клинике «Корсаков»

Курсовое лечение в нашей клинике выводит пациента на этап ремиссии, в ходе которого он сам в состоянии осознавать болезнь и распознавать признаки приближения рецидива, способен вести полноценную социальную жизнь.

г. Москва, 3-я Черкизовская, 14, +74994551326

г. Мытищи, Рабочая, 6, +74994551326